А.В. КУЗЬМИНОВА
Научный
руководитель – Ю.А. ПОПОВ, д.т.н., профессор
Московский инженерно-физический институт (государственный университет)
ПРОЕКТ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ
ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Целью авторов является
создание личностно-ориентированных интеллектуальных информационных и обучающих
систем, нацеленных на быстрое усвоение учебного материала в конкретных
предметных областях. Подобные системы, настраиваясь под учащегося, динамически
выявляя его запас знаний и когнитивные способности, с учётом специфики памяти,
психотипа, темперамента оптимизируют образовательный процесс заданием
индивидуального суггестивного учебного курса.
Проект поддерживает отраслевую программу «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования» на 2003 г. и последующие годы по пункту: «Разработка методологии и методики использования модульных, деятельностных и личностно-ориентированных технологий обучения в условиях реализации нового поколения образовательных стандартов».
1. Описание проблемы
Несмотря на доказанную эффективность личностно-ориентированные технологии обучения практически отсутствуют на рынке и в учебном процессе не используются.
Темпы научной и методической разработки данной высокой технологии явно недостаточны.
Психокорректирующие системы, оптимизирующие познавательные процессы и способствующие увеличению творческого потенциала, как и суггестивные тексты учебного назначения, крайне необходимы как для сокращения сроков обучения специальным дисциплинам, так и для компенсации ухудшения психического здоровья молодого поколения РФ.
Несмотря на жёсткий отбор поступающих в МИФИ, на абитуриентах может сказаться влияние постперестроечной обстановки, совпавшей с периодом их созревания. Это – возрастающее влияние СМИ, пропагандирующих всевозможные развлечения, вседозволенность, жажда наживы, эгоцентризм и концентрация внимания на разнообразных потребностях.
Это влияние вызывает «правополушарность», когда правое полушарие развивается в ущерб левому, наделяя подростков и молодых людей повышенной эмоциональностью и поведенческими патологиями. При этом связь левого полушария – теория-разум – с правым полушарием – практика-сила – оказывается ослабленной.
По данным обследования за последние 7 лет 12 000 детей и подростков от 1 года до 20 лет в психбольнице № 2 г. Красногорск Московской области были получены следующие данные: в целом у постперестроечных «правополушарных» детей снижены высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ и контроль над обстановкой.
Здоровые, социально адаптированные дети составляют 12-14%. Дети с нервно-психическими отклонениями – 80%. Клинические формы психических нарушений составляют 6-8%.
2. Предложения по решению проблемы
Предлагается получение личностных характеристик абитуриентов на основе параметрического анализа текстов изложений и сочинений на вступительных экзаменах в МИФИ с использованием ПК САРТ.
Речевая деятельность напрямую связана с тремя уровнями словесно-логической памяти, определяющей возможности личности в трёх областях: теория (разум), организация (воля), практика (сила). Разработанный в МИФИ программный комплекс «Синтаксический анализатор ритмики текста» (ПК САРТ) на основе обработки текстов синтезирует параметрический портрет текста – триграмму, позволяющую оценить психоэмоциональную структуру личности, уровень её интеллекта, а также способности человека к теоретической, организационной и практической деятельности. Все характеристики действительны на момент составления текста.
3. Оценка влияния личностных характеристик
абитуриентов на успеваемость при обучении в МИФИ
Для оценки были использованы триграммы текстов, взятых по случайной выборке, сочинений и изложений, а также успеваемость поступающих за 4 семестра (для изложений) и 8 семестров (для сочинений). Для определения психотипа личности на основе триграммы использовалась следующая классификация триграмм:
ГЭП – гиперэкстраверсия пассионарная;
ГЭН – гиперэкстраверсия неустойчивая;
ГЭА – гиперэкстраверсия апассионарная;
ЭА – экстраверсия пассионарная;
ЭГ – экстраверсия гармоничная;
ЭИА – экстраверсия интровертированная апассионарная;
ИГ – интроверсия гармоничная;
ИП – интроверсия пассионарная;
ИА – интроверсия апассионарная;
ГРПП – гармоничное развитие полушарий ГМ (левого и правого) пассионарное;
ГРПА – гармоничное развитие полушарий ГМ (левого и правого) апассионарное;
ГРПН – гармоничное развитие полушарий ГМ (левого и правого) неустойчивое;
ГРП – гармоничное развитие полушарий ГМ.
Каждая триграмма сопровождается суммарными оценками на экзаменах по 18 дисциплинам за 4 семестра и 24 дисциплинам за 8 семестров.
Ниже приведена
выборка триграмм по текстам на вступительных экзаменах.
Текст — 2233 |
|
||||||
Комментарии |
|
||||||
Фраз – 5; Предложений – 35; Синтагм – 85; Слов – 474 6 – 5 8 – 4 4 – 3 |
|||||||
Уровни памяти |
Объёмы уровней |
устойчивость |
смещение |
||||
пост |
перем |
общ |
|||||
верхний |
8,00 |
12,08 |
20,08 |
0,66 |
2,04 |
||
средний |
3,43 |
3,23 |
6,66 |
0,94 |
-0,1 |
||
нижний |
6,58 |
6,24 |
12,81 |
0,94 |
-0,17 |
||
Общий объём |
1712,88 |
ГЭП |
|||||
Общая устойчивость |
0,59 |
||||||
Текст — 2947 |
|
||||||
Комментарии |
|
||||||
Фраз – 4; Предложений – 31; Синтагм – 69; Слов – 332 3 — 5 7 — 4 8 — 3 |
|||||||
Уровни памяти |
Объёмы уровней |
устойчивость |
смещение |
||||
пост |
перем |
общ |
|||||
верхний |
8,75 |
20,62 |
29,37 |
0,42 |
5,93 |
||
средний |
3,23 |
2,46 |
5,69 |
0,76 |
-0,38 |
||
нижний |
5,81 |
6,14 |
11,95 |
0,94 |
0,16 |
||
Общий объём |
1995,55 |
ГЭН |
|||||
Общая устойчивость |
0,3 |
||||||
Текст
— 2970 |
|
||||||
Комментарии |
|
||||||
Фраз
– 5; Предложений – 43; Синтагм
– 91; Слов – 496 |
|||||||
Уровни
памяти |
Объёмы
уровней |
устойчивость |
смещение |
||||
пост |
перем |
общ |
|||||
верхний |
9,60 |
10,64 |
20,24 |
0,9 |
0,51 |
||
средний |
3,12 |
2,10 |
5,22 |
0,67 |
-0,5 |
||
нижний |
6,45 |
6,17 |
12,62 |
0,95 |
-0,14 |
||
Общий
объём |
1333,06 |
ГЭА |
|||||
Общая
устойчивость |
0,58 |
||||||
Текст — 2971 |
|
||||||
Комментарии |
|
||||||
Фраз – 13; Предложений – 49; Синтагм – 94; Слов – 518 2 — 5 5 — 4 11 — 3 |
|||||||
Уровни памяти |
Объёмы уровней |
устойчивость |
смещение |
||||
пост |
перем |
общ |
|||||
верхний |
4,77 |
3,84 |
8,61 |
0,8 |
-0,46 |
||
средний |
2,92 |
1,77 |
4,69 |
0,6 |
-0,57 |
||
нижний |
6,51 |
5,69 |
12,20 |
0,87 |
-0,41 |
||
Общий объём |
492,63 |
ЭИА |
|||||
Общая устойчивость |
0,42 |
||||||
Текст — 3665 |
|
||||||
Комментарии |
|
||||||
Фраз – 18; Предложений – 36; Синтагм – 83; Слов – 313 1 — 5 2 — 4 15 — 3 |
|||||||
Уровни памяти |
Объёмы уровней |
устойчивость |
смещение |
||||
пост |
перем |
общ |
|||||
верхний |
3,00 |
3,36 |
6,36 |
0,89 |
0,18 |
||
средний |
3,31 |
3,37 |
6,68 |
0,97 |
0,03 |
||
нижний |
4,77 |
4,98 |
9,75 |
0,95 |
0,1 |
||
Общий объём |
414,37 |
ИГ |
|||||
Общая устойчивость |
0,83 |
||||||
Текст
— 3882 |
|
||||||
Комментарии |
|
||||||
Фраз
– 6; Предложений – 37; Синтагм
– 85; Слов – 473 4
— 5 4
— 4 8
— 3 |
|||||||
Уровни
памяти |
Объёмы
уровней |
устойчивость |
смещение |
||||
пост |
перем |
общ |
|||||
верхний |
7,17 |
5,57 |
12,74 |
0,77 |
-0,79 |
||
средний |
3,30 |
2,82 |
6,12 |
0,85 |
-0,23 |
||
нижний |
6,56 |
5,46 |
12,03 |
0,83 |
-0,55 |
||
Общий
объём |
937,93 |
ЭА |
|||||
Общая
устойчивость |
0,55 |
||||||
Текст
— 6058 |
|
||||||
Комментарии |
|
||||||
Фраз
– 12; Предложений – 53; Синтагм
– 98; Слов – 533 8
— 5 6
— 4 4
— 3 |
|||||||
Уровни
памяти |
Объёмы
уровней |
устойчивость |
смещение |
||||
пост |
перем |
общ |
|||||
верхний |
5,42 |
6,90 |
12,32 |
0,78 |
0,74 |
||
средний |
2,85 |
2,30 |
5,15 |
0,8 |
-0,27 |
||
нижний |
6,44 |
6,05 |
12,49 |
0,93 |
-0,19 |
||
Общий
объём |
792,18 |
ГРПП |
|||||
Общая устойчивость |
0,59 |
||||||
Текст — 4603 |
|
||||||
Комментарии |
|
||||||
Фраз – 5; Предложений – 22; Синтагм – 48; Слов – 325 2 — 4 16 — 3 |
|||||||
Уровни памяти |
Объёмы уровней |
устойчивость |
смещение |
||||
пост |
перем |
общ |
|||||
верхний |
5,40 |
7,01 |
12,41 |
0,76 |
0,8 |
||
средний |
3,18 |
2,44 |
5,62 |
0,76 |
-0,37 |
||
нижний |
7,77 |
7,28 |
15,05 |
0,93 |
-0,24 |
||
Общий объём |
1050,42 |
ГРПН |
|||||
Общая устойчивость |
0,55 |
||||||
Текст
— 1317 |
|
||||||
Комментарии |
|
||||||
Фраз
– 11; Предложений – 49; Синтагм
– 87; Слов – 458 —
нет |
|||||||
Уровни
памяти |
Объёмы
уровней |
устойчивость |
смещение |
||||
пост |
перем |
общ |
|||||
верхний |
5,45 |
5,24 |
10,70 |
0,96 |
-0,1 |
||
средний |
2,78 |
1,88 |
4,66 |
0,67 |
-0,44 |
||
нижний |
6,26 |
5,58 |
11,84 |
0,89 |
-0,34 |
||
Общий
объём |
590,11 |
ГРПА |
|||||
Общая
устойчивость |
0,58 |
||||||
Текст — 6064 |
|
||||||
Комментарии |
|
||||||
Фраз – 7; Предложений – 30; Синтагм – 57; Слов – 308 4 — 5 7 — 4 7 — 3 |
|||||||
Уровни памяти |
Объёмы уровней |
устойчивость |
смещение |
||||
пост |
перем |
общ |
|||||
верхний |
5,29 |
6,19 |
11,47 |
0,85 |
0,45 |
||
средний |
2,90 |
2,31 |
5,21 |
0,79 |
-0,29 |
||
нижний |
6,40 |
5,50 |
11,90 |
0,85 |
-0,45 |
||
Общий объём |
711,67 |
ГРП |
|||||
Общая устойчивость |
0,58 |
||||||
Текст
— 4501 |
|
||||||
Комментарии |
|
||||||
Фраз
– 18; Предложений – 61; Синтагм
– 273; Слов – 1378 2
— 5 11
— 4 21
— 3 |
|||||||
Уровни
памяти |
Объёмы
уровней |
устойчивость |
смещение |
||||
пост |
перем |
общ |
|||||
верхний |
4,39 |
3,57 |
7,96 |
0,81 |
-0,4 |
||
средний |
5,48 |
4,96 |
10,44 |
0,9 |
-0,25 |
||
нижний |
6,05 |
6,56 |
12,61 |
0,92 |
0,25 |
||
Общий
объём |
1048,11 |
ИА |
|||||
Общая
устойчивость |
0,67 |
||||||
Текст
— 5473 |
|
||||||
Комментарии |
|
||||||
Фраз
– 5; Предложений – 28; Синтагм
– 78; Слов – 362 4
— 5 7
— 4 23
— 3 |
|||||||
Уровни
памяти |
Объёмы
уровней |
устойчивость |
смещение |
||||
пост |
перем |
общ |
|||||
верхний |
6,60 |
6,57 |
13,17 |
0,99 |
-0,01 |
||
средний |
3,79 |
2,46 |
6,24 |
0,64 |
-0,66 |
||
нижний |
5,64 |
5,33 |
10,97 |
0,94 |
-0,15 |
||
Общий
объём |
901,66 |
ЭГ |
|||||
Общая устойчивость |
0,6 |
Зрелый человек в среднем на 1 фразу затрачивает 5 предложений по 13 слов, включая связки из 2-3 слов – синтагм, выделяемых в предложении знаками препинания. Читатель может сам убедиться, насколько абитуриенты отличаются от зрелой личности.
Анализ текстов изложений и сочинений на вступительных экзаменах 15 абитуриентов по случайной выборке показал, что среди них: интровертов – 1, экстравертов – 3, гиперэкстравертов ‑ 4, и лиц с гармонических развитием правого и левого полушария – 6.
Пассионарность характеризует активность, творческий потенциал.
Апассионарность – отсутствие творческих порывов, осторожность, подавленность.
Гиперпассионарность при доминировании правого полушария ведёт к неустойчивости.
Интроверсия при малом общем объёме уровней памяти – малом масштабе личности – снижает потенции человека.
Наибольшие успехи в учёбе имеют личности с ГРПП (текст 6058).
Апассионарность и неустойчивость триграмм снижает успеваемость, в чём могут убедиться читатели.
Заключение
Первый скромный опыт анализа текстов поступающих в МИФИ лиц показал, что соотнесение психоэмоционального типа абитуриентов, масштаба их личности и успеваемости может использоваться в реальных образовательных технологиях с психокорректирующими системами, активизирующими познавательные процессы и способствующими увеличению творческого потенциала личности.
Анализ триграмм показал, что «постперестроечная» дефективная психика не зафиксирована в данной случайной выборке.
Список литературы
1. Психолингвистические технологии оценки личности/ Лубченков Ю.Н., Попов Ю.А., Рыжков В.И., Карпов А.Ю.; Под ред. канд. психол. наук Д.В. Поспелова. М., 2001.
2. Карпов А.Ю. (руководитель проекта Попов Ю.А.) ПК САРТ как базовое инструментальное средство для реализации головных проектов языковой инженерии // Науч. сессия МИФИ-2002: Сб. науч. тр. В 14 т. М.: МИФИ, 2002. Т. 11. С. 79.
3. Завадцев Д.А., Карпов А.Ю., Кузьминова А.В. (руководители проекта Попов Ю.А., Рыжков В.И.) Интерфейс «человек-компьютер», обеспечивающий совместимость на эмоционально-интеллектуальном уровне // Научная сессия МИФИ-2000, Сб. науч. тр. В 13 т. М.: МИФИ, 2000. Т. 11. С. 42.